Аномалии этнического самосознания: этноцентризм

Оно наполняется своим особым смыслом, призванным быть единым для любого языка Земли. Мы полностью публикуем этот важный для нас документ см. Либеральная ценность толерантности не была постоянной, глубоко укоренившейся традицией российского общества. Спонтанно вырабатывающаяся в человеческом общежитии с целью самосохранения и выживания, она не часто превращалась в декларируемую и реализуемую через правовое общество норму. Одна из задач данного вестника — как можно шире представить палитру смыслов толерантности. Нетерпимость основывается на убеждении, что твое окружение, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Такую нетерпимость нельзя путать с юношеской нетерпимостью — смесью непримиримости и протеста. Нетерпимости ненавистны любые инновации, так как они отвергают или изменяют старые модели. Список форм, симптомов и проявлений интолерантности, к сожалению, разнообразен и велик.

Этноцентризм, ксенофобия и культурный шок Разбермся

Люди, украшающие носы кольцами, мужья, имеющие десять жен, блюда из человеческого мяса, насекомых и львиных сердец олицетворяют для нас таинственные и бесчеловечные обычаи"дикарей". Мы считаем"правильным" только западный образ жизни, а не западный — странным или варварским. Эта тенденция судить о других культурах с позиции превосходства своей собственной называется этноцентризмом. Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности миссионеров, которые стремятся обратить"варваров" в свою веру.

Этноцентризм связан с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям. Этноцентризмом отмечена деятельность первых антропологов.

этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму Может приобретать разные формы: этнофобия, русофобия, цыганофобия.

При контактах с другими культурами большинство людей судят о чужих культурных ценностях, используя в качестве образца и критерия культурные ценности собственного этноса. Такой тип ценностного суждения принято называть этноцентризмом, который представляет собой психологическую установку воспринимать и оценивать другие культуры и поведение их представителей через призму своей культуры.

Все, что отклоняется от норм, обычаев, ценностей, привычек, типов поведения собственной культуры, считается низкопробным и классифицируется как неполноценное относительно собственной культуры, которая ставится в центр мира и рассматривается как мера всех вещей. Многие психологи считают этноцентризм негативным социально-психологическим явлением, проявляющимся в тенденции неприятия чужих групп в сочетании с завышенной оценкой собственной группы, и определяют его как неспособность рассматривать поведение других людей в иной манере, чем та, которая продиктована собственной культурной средой.

Этноцентризм изначально не несет в себе враждебного отношения к аутгруппам и может сочетаться с толерантным отношением к межгрупповым различиям. С одной стороны, пристрастность является результатом позитивного отношения к ингруппе, и в меньшей степени она возникает из настороженного отношения к другим этническим общностям.

С другой стороны, критичное отношение может не распространяться на все свойства и сферы жизнедеятельности своей группы Советские обществоведы полагали, что этноцентризм — негативное социальное явление, равнозначное национализму и даже расизму. Как и любое другое социально-психологическое явление, этноцентризм не может рассматриваться только положительно или только отрицательно. Хотя он часто становится барьером в межгрупповом взаимодействии, одновременно выполняет полезные для группы функции поддержания позитивной этнической идентичности и сохранения целостности группы.

В стабильном обществе потребность в этнической идентификации латентна, актуализируется же она в ситуации межнационального конфликта. Уменьшение этноцентризма свидетельствует о размывании единства этнической группы. С этноцентризмом связаны как положительные последствия например, патриотизм, чувство национального достоинства , так и негативные — дискриминация, национализм, шовинизм, сегрегация.

Психологи из США М.

Ученый секретарь диссертационного совета Ведущая организация Романова Анна Петровна, доктор философских наук, профессор Ставропольский Государственный Университет доктор политических наук, профессор А В Баранов . Богардуса, К Додда, Д. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения и списка литературы . Нелегитимные социально-политические практики стали частью жизнедеятельности значительной части общества Маргинализация социальной и политической структуры усилила кризис идентичности и активировала роль этнического фактора В результате складывается явление яиминальности деструктивности и неопределенности всех социально-политических процессов.

Показано, что этнофобии порождаются социально-экономическими противоречиями, не являются врожденными и представляют девиации в межнациональных отношениях, в которых доминируют формы конструктивного взаимодействия и синтеза культур.

В основе педагогического этноцентризма лежит ксенофобия (этнофобия): навязывание собственных культурных ценностей, негативные оценки других .

Этноцентризм и межэтнические конфликты. Проблематика межнациональных, межрасовых и вообще межэтнических отношений привлекает внимание многих биополитиков и социобиологов. Проводятся международные конференции и выходят в свет многочисленые сборники статей по указанной проблематике. Широкий интерес к ней не удивителен. Мир на пороге третьего тысячелетия был потрясён эскалацией кровавых этноконфликтов.

Вспомним Чечню, Абхазию, Югославию. Проблематика этноконфликтов не ограничена зоной бывших социалистических стран. Достаточно напомнить, что около жителей Руанды, включая половину народности тутси, стали жертвами геноцида летом года. В мире существует неорасизм, антисемитизм.

502 26. Этноцентризм и его последствия.

Термин этноцентризм ввел в У. Самнер, полагавший, что люди имеют тенденцию видеть мир таким образом, чтобы своя группа оказывалась в центре всего, а все другие соизмерялись с ней или оценивались со ссылкой на нее. Этноцентризм— предпочтение своей этнической группы, проявляющееся в восприятии и оценке жизненных явлений сквозь призму ее традиций и ценностей. Этноцентризм как социально-психологическое явление Этноцентризм существовал на протяжении всей истории человечества.

В написанной в 12 в. Повести временных лет поляне, имеющие, по мнению летописца, якобы обычай и закон, противопоставляются вятичам, кривичам, древлянам, не имеющим ни настоящего обычая, ни закона.

Карпенко О. Как эксперты производят «этнофобию» // Расизм в языке социальных . классификаций, их характерной чертой является « этноцентризм».

Педагогический этноцентризм провоцирует нетерпимость, гипертрофию идей своего собственного. В крайней форме проявляется в виде идеологии расизма и агрессивного национализма, которым присущи представления превосходства одной этнической группы, исключительности в области культуры. Существует в широком диапазоне — от невежливости в быту до агрессивности в социальной и культурной жизни. В основе его лежит ксенофобия этнофобия: Он может также выступать в виде идей"скрытой и мягкой" ассимиляции.

В этом случае попросту умалчиваются культурно-образовательные права и интересы тех или иных этнических групп.

Читать онлайн"Несостоявшаяся революция" автора Соловей Валерий Дмитриевич - - Страница 6

качать работу Функция"чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме! Введение Актуальность научных исследований межэтнических отношений и, в частности, феномена этноцентризма и ксенофилии доказана на сегодняшний день самой жизнью. Налицо радикальные изменения в этническом самосознании народов нашей страны, что находит выражение в повышении интереса этнических групп к своей истории, культуре, традициям, языку.

воречивая природа и дихотомичность национализма и этноцентризма, ведущие к рискам различного . понятый патриотизм, всякого рода этнофобии.

Предыдущая 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Следующая В предшествующем разделе мы кратко указали на то, что политические конфликты, включая войны, связаны, помимо агонистического поведения, также с лояльным поведением — афилиацией см. В этом контексте рассмотрим проблематику отношений между различными этносами племенами, нациями, расами и др. Проблематика межэтнических отношений привлекает внимание многих биополитиков и этологов человека.

Проводятся международные конференции и выходят в свет многочисленные сборники статей по указанной проблематике. Этноцентризм часто сочетается с ксенофобией греч. Как и у животных, территориальное поведение связано с консолидацией группы как био социальной системы, распознаванием"своих" и"чужих", против которых направлено агонистическое поведение. Таким образом, предпосылкой этноцентризма является внутригрупповая афилиация, приводящая к разделению мира на"своих" и"чужих","нас" и"их" рис.

Внутригрупповая афилиация в свою очередь связывается в рамках биополитического подхода с первоначально внутрисемейными отношениями, с родственным альтруизмом. Недаром свою страну называют"родина","отчизна" тот же смысл имеет англ. - земля отцов , а слово"патриот" происходит от лат. Особое значение в рамках современной биополитики имеют исследования конфликтов этнических групп племен, народностей, наций, групп наций, этнически гомогенных регионов — этноконфликты.

ЭТНОЦЕНТРИЗМ И КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ

Этноцентризм и культурный релятивизм. Этноцентризм — это тенденция судить о других культурах с позиции превосходства своей собственной. Этноцентризм связан с ксенофобией — страхом, неприязнью к чужим взглядам и обычаям. Опубликованной в году.

3. патриотизм. 4. ассимиляция. 5. национализм. Крайнее проявление этнического самосознания. +1. этноцентризм. 2. эгоизм. 3. этнофобия. 4. этноним.

Оно наполняется своим особым смыслом, призванным быть единым для любого языка Земли. Мы полностью публикуем этот важный для нас документ см. В нем суть толерантности формулируется на основе признания единства и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого в том числе права быть иным , а также воздержания от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому означает вред для всех и для самого себя.

Общее содержание понятия толерантности не исключает того, что в разных языках в зависимости от исторического опыта народов оно имеет различные смысловые оттенки. В английском языке толерантность —"готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь", во французском —"уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов".

В китайском языке быть толерантным значит"позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других". В арабском толерантность —"прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение В русском языке существуют два слова со сходным значением — толерантность и терпимость. Термин"толерантность" обычно используется в медицине и в гуманитарных науках, означая"отсутствие или ослабление реагирования на какой—либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию".

А слово"терпимость", более знакомое и привычное, употребляемое в обыденной речи, означает"способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей".

О СМЫСЛАХ ПОНЯТИЯ"ТОЛЕРАНТНОСТЬ"

Социально-политическая маргинализация на Северном Кавказе Введение к работе Актуальность темы исследования продиктована сложностью разрешения межэтнических, межкультурных, конфликтов в современной России, среди форм проявления которых отмечаются терроризм, ксенофобия, воинствующий национализм, этнофобия, внедряемые определенными деструктивными группами в массовое сознание членов общества этноцентристские настроения для достижения своих политических и экономических целей. Радикальные политические трансформации, произошедшие в России и на всем постсоветском пространстве, в результате которых этнополитические процессы в России, как и других странах бывшего Советского Союза, приобрели во многом неустойчивый характер, оказывают влияние на политическую стратификацию в России.

Изменение статусов этносов, обострение борьбы за ресурсы, смена идеологических парадигм в условиях полиэтнического общества спровоцировали сегментацию этнополитического пространства, обострение межэтнических отношений и этнополитические конфликты.

Хотя национализм, этническая идентичность, этноцентризм и этнофобия имеют общим источником этничность, сами эти понятия не.

Электроника Экологические группы птиц Астраханской области: Птицы приспособлены к различным условиям обитания, на чем и основана их экологическая классификация Экологические группы птиц Астраханской области: Стереотипы описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. В обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации об этнических стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств.

Этноцентризм

Этнопсихология как наука, ее предмет и задачи Ознакомиться: Предмет этнической психологии Предметом этнической психологии как самостоятельной отрасли знаний является изучение своеобразия проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей. Однако эта наука, как уже подчеркивалось, формировалась под влиянием различных взглядов на ее содержание и главные феномены, которые она должна исследовать.

Кроме того, в ее обиход вошли понятия, заимствованные из обыденной жизни людей, очень часто не имеющие четко выраженного смысла и не поддающиеся точному научно-психологическому описанию.

Изучение этнофобии тесно связанно с изучением таких явлени ксенофобия, .. Проявления этноцентризма и ксенофобии, дискриминации по.

Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии Количество траниц: Факторы формирования современных этнофобий. Этноцентризм как фактор формирования этнофобий. Идеологический кризис и реактуализация этнофобий в российском обществе. Особенности этнофобий на Северном Кавказе. Социально-политическая маргинализация на Северном Кавказе.

Формы этнофобий на Северном Кавказе. Пути преодоления этнофобий на Северном Кавказе. Радикальные политические трансформации, произошедшие в России и на всем постсоветском пространстве, в результате которых этнополитические процессы в России, как и других странах бывшего Советского Союза, приобрели во многом неустойчивый характер, оказывают влияние на политическую стратификацию в России.

Анализируя изменяющейся этнополитической реальности, многие исследователи признают, что на современном этапе развития глобализируемого мира над классовыми интересами стали преобладать национальные и этнические интересы. Этничность стала весомым фактором современного политического процесса.

ЭТ­НО­ЦЕН­ТРИЗМ

Для того чтобы скачать эту работу. Пожалуйста введите слова с картинки: И нажмите на эту кнопку. Введение Актуальность научных исследований межэтнических отношений и, в частности, феномена этноцентризма и ксенофилии доказана на сегодняшний день самой жизнью. Налицо радикальные изменения в этническом самосознании народов нашей страны, что находит выражение в повышении интереса этнических групп к своей истории, культуре, традициям, языку.

расширения межэтнических коммуникаций, стереотипы этноцентризма 80 Багдасарян В.Э. Мифологическая парадигма этнофобии // Проблемы.

Происхождение и функции коммуникации. Понятия"коммуникация" и"социальная коммуникация". Стереотипы жестко встроены в систему человеческих ценностей, они обеспечивают своеобразную защиту наших позиций в обществе. В каждой ситуации межкультурного взаимодействия используются эти предельно общие, культурно специфические схемы и оценки собственной группы и других культурных групп. Руководствуясь нормами и ценностями своей культуры, человек сам решает, какие факты и в каком свете оценивать.

Это существенно влияет на характер коммуникации с представителями других культур. Итальянцы могут приобрести стереотип о холодности и сдержанности немцев, немцы — об экспрессивности и неорганизованности итальянцев. тереотипы позволяют строить предположения о причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков. С помощью стереотипов человек наделяется теми или иными качествами, на основе чего можно прогнозировать его поведение.

Таким образом, как в коммуникации вообще, так и в ситуации межкультурных контактов стереотипы играют очень важную роль. В зависимости от способов и форм использования стереотипов, они могут быть полезны или вредны для коммуникации. Эффективная стереотипизация помогает людям понять ситуацию и действовать в соответствии с новыми обстоятельствами.

Стереотипы становятся неэффективными и затрудняют коммуникацию, когда мы ошибочно относим людей не к тем группам, некорректно описываем групповые нормы, смешиваем стереотипы с описанием конкретного индивида и когда нам не удается модифицировать стереотипы, основанные на реальных наблюдениях и опыте. Чаще всего этноцентризм подразумевает, что собственная культура превосходит другие культуры, и в этом случае она расценивается как единственно правильная, а другие недооцениваются.

Posted on